Психологическая готовность к школе не
имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также
считать (и до скольких). Хотя именно эти
умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.
Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо
считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и
как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители
обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к
школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в
подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого
класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в
первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего
уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает
интерес к учению.
Так что же, спросите вы, ребенка до школы не
надо учить читать и считать? Конечно же надо, но только не на уроках в
подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке,
всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Благо сегодня
существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также
бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях
не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше
не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что
потом ребенок вообще не захочет учиться.
Что же тогда такое психологическая
готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность к школе - это
комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность
обучения первоклассника. Она включает в себя следующие параметры психического
развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе,
или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного
поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального
развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
Могут ли родители сами определить,
готов ли их ребенок к школе?
В
целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Срисовывание детьми
графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных
букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и
клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При
срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается
использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить,
справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с
правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да
и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и
потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном
задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе
она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут
перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из
известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку
предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним
рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит
необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку
предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый
раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается
несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука.
Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные
тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо
показать логопеду.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и
дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что такое
психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно
подготовиться к началу школьного обучения.
Н.И.Гуткина, кандидат
психологических наук
|