Детские
страхи
Страх
– охранительная функция организма,
другое дело, если страх приобрел такие формы, что мешает ребенку жить. Страх – это реакция на определенные стимулы, ситуации.
Причина
страхов - присутствие чего-то угрожающего,
либо, наоборот, отсутствие чего-либо, обеспечивающее безопасность.
Виды
страхов:
Иногда бывает мнимый
страх, плод воображения.
Беспричинный страх – называют тревожностью.
Демонстративный страх, желание привлечь к себе внимание.
Страх неприятия его самого, страх нелюбви.
Возникает:
·
Когда делают много замечаний;
·
Когда мало хвалят, не ищут в ребенке
позитивного, не подмечают это позитивное, а зацикливаются на негативном;
·
Когда в каких-то трудных ситуациях
обвиняют личность ребенка, например, ты плохой, ты лентяй, ты трус, а не
говорят о своих чувствах. Например, меня расстроило то – то, что вот так
получилось. Когда родители раздраженны, ребенок попадает в растерянность,
ощущая себя виновным, никчемным, плохим. Он начинает бояться этого чувства, а
потом как следствие у него развивается защитная агрессия, враждебность к
родителям;
·
Завышенные требования к ребенку, и
не соответствие этих требований природе ребенка. Очень часто у родителей
сформирован свой образ ребенка, и они своими требованиями подстраивают ребенка
под этот образ. И чем больше к ребенку несоизмеримых требований, тем больше
страхов. Ребенок не справляется с требованиями, начинает считать себя неумелым,
и как следствие недостойным родительской любви, страх, что из-за этого его
перестанут любить. И ребенок оказывается перед опасной безысходностью, что
порождает еще больший страх;
·
Когда появляется младший ребенок в
семье. С малышом проводят больше времени, его жалеют, ласкают и т.д.
Страх одиночества
Возникает:
·
Когда у родителей депрессивный фон
настроения, эмоциональная холодность. Особенно бывает, если ребенок сложный и к
нему требуется удвоенное или даже утроенное внимание, родители могут устать и
психологически и эмоционально отгородиться от ребенка. Эмоциональное ограждение
вызывает у ребенка еще большее непонимание. Дети очень чувствуют, когда с ними
играют, разговаривают, беседуют в близком эмоциональном состоянии или же
родители с ним, но эмоционально далеки.
·
Когда наказывают и сажают одного в
комнате.
·
Когда у ребенка высоко развит
интеллект, а значит и воображение, а психика еще не готова к этому.
·
Природная робость.
·
Скрывающийся за страхом «деспотизм»
ребенка, желание так управлять родителями.
Страх неуспеха, страх перед
трудностями
Возникает:
·
Когда ругают, например за уроки, у
ребенка развивается такая позиция: «Я плохой, бесполезно что-либо делать»,
развивается беспомощность;
·
Наоборот, если излишне опекают, так
называемая гиперопека. Делают за ребенка что-то, хотя он уже может это сделать
сам, но больше потратит времени, усилий, или сразу не очень хорошо получиться.
А родители занимают излишни активную позицию и начинают делать за ребенка. А у
ребенка складывается ощущение, что ему не доверяют, что у него самого ничего не
получиться. Возникает неуспех. А неуспешность может привести к тому, что
ребенок может потянуться к плохому. Ведь это легче;
·
Гиперопека. Когда ребенок что-то
делает сам, а ему трудно, но он справляется, то это дает ему ощущение своей
силы, значимости. А это особенно важно, т.к. ребенок в своей жизни мало еще
чего смог достичь, по сравнению со взрослым.
Страх темноты
Возникает (чаще всего у дошкольников и младших школьников):
·
В темноте есть нечто мистическое, а
поскольку у детей архаическое бессознательное проявляется ярче, чем у взрослых,
неудивительно, что темнота часто вызывает у них страх.
·
Когда у ребенка высоко развит
интеллект, а значит и воображение, а психика еще не готова к этому, вот ребенок
и начинает фантазировать, что там, в темноте, может быть.
·
Природная робость.
·
Появление страшных чудовищ в
темноте, по мнению многих детей.
Страх смерти
Возникает у дошкольников и связан в завуалированной форме со страхом темноты и со
страхом одиночества, со страхом засыпания – ребенок плохо засыпает.
Часто может быть связан с повышенной тревожностью родителей, со страхом
родителей за здоровье своего ребенка и других родственников.
Обсуждение при ребенке и вместе с ребенком своих взрослых проблем.
Нагнетание обстановки средствами массовой информации. Когда ребенок
невольно слышит по телевизору и по радио, что что-то случилось в очередной раз.
Страх врачей, уколов
Возникает:
·
Из-за пережитой психотравмы,
связанной с врачами.
·
Из-за природной робости ребенка.
·
Из-за неправильной, тревожной
позиции взрослых.
Страх чудовищ, приведений, монстров,
колдунов и т.д.
Возникает:
Из-за усиленного влияния страхов из вне:
1.Компьютерные игры, герои которых мало похожих на добродушных мишек,
2.Современные мультфильмы, где «герои» монстры и монстрики, роботы-убийцы,
вампиры, зомби и т.д.
3. Фильмы «Гарри Поттер» и тому подобные.
4. Страшные игрушки.
Первая реакция ребенка на страхи из вне: дети прячутся, просят выключить.
Это естественная защитная реакция психики ребенка, работающая на сохранение его
психического здоровья. Когда же эти страхи повторяются из мультика в мультик,
когда ребенка окружают страшные игрушки, то защитная реакция психики ломается.
И начинается саморазрушение, то, что страшно притягивает. Так формируется
психология жертвы, а также равнодушие и безжалостность. Но на подсознательном
уровне, психика работает и говорит, что так не должно быть и заболевает, и
внешне проявляется в невротических проявлениях: тики, заикание, навязчивые
движения, многие начинают писаться и т.д. Этот страх может маскировать боязнь
чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей.
Другие
причины страхов у детей
Подражание взрослым. Ребенок подражает поведению родителей, которые сами
испытывают страх, тревожность. Страх возникает и тогда, когда родитель излишне
часто предупреждает об опасности и призывает к осторожности. Ребенок начинает
ощущать неотвратимую опасность и у него в душе поселиться тревога. Если
родители постоянно обсуждают страхи ребенка, дотошно спрашивая ребенка о
мельчайших деталях его страхов. Это подпитывает его страхи, раздувает
воображаемый страх.
Страхи могут быть скрытыми и открытыми. Ребенок может о них говорить, а
может нет. Особенно мальчикам свойственно носить их в себе. Т.к. мальчик не
должен ничего бояться, он должен быть смелым, так исторически сложилось. Симптомами
страхов являются - грызение ногтей, тики, навязчивые движения, недержание мочи,
капризы, скрытность, замкнутость, раздражительность, плаксивость.
Что
делать:
·
Научиться
распознавать, когда ребенку плохо и в какой ситуации.
·
Повышать
уверенность ребенка в себе – увеличено хвалить, снизить замечания и требования
к ребенку. Старайтесь в ребенке каждый день найти новое достоинство и так за
год наберется 365 или 366 достоинств.
·
Не
подгонять ребенка под тот образ, которому, как нам кажется, должен
соответствовать ребенок. Надо ценить в нем индивидуальность. Один хорошо
танцует, но плохо пишет, другой очень добрый, но не лидер и т.д.
·
Увеличить
тактильный контакт с ребенком, чаще, чем обычно ласкать его, гладить, брать на
руки, делать расслабляющий массаж. Один психиатр говорил, что взрослому
человеку необходимо 4 раза в день дотронуться до другого, чтобы выжить и
психологически сохраниться. А тем более ребенку, да еще и со страхами нужны
прикосновения в 10 раз больше, а может в 20 раз.
·
Очень
важно почаще говорить ребенку о своих чувствах к нему, что родители его очень
любят, что принимают его таким, каким он есть, ребенок должен чувствовать и
понимать, что его любят, чтобы не случилось.
·
Больше
играйте, гуляйте с ребенком, играйте с другими детьми, это эмоционально сблизит
родителей и ребенка.
·
Постарайтесь
создать дома доверительные отношения между родителями и ребенком, и уже потом
на основе этих доверительных отношений выстраивайте дисциплину, а не наоборот.
·
Когда
почувствуете, что ребенок уже сам справиться с чем-то в какой-то ситуации
отходите на задний план.
·
Рассказывайте
ребенку, как сами были маленькими и тоже чего-то боялись.
·
В
общении с ребенком и в воспитании больше используйте добрый юмор. Но не
смейтесь над ребенком, нельзя говорить ребенку, что он трус. Лучше отыскивайте
смешной эпизод в стрессовой ситуации. Еще можно страшилки превращать в
смешилки. Например, нарисовать что-то страшное, а потом найти в нем что-то
смешное. Но самим лучше не увлекаться, лучше это сделает специалист.
·
Засыпать
с ночником, если боится темноты.
·
Если
у ребенка психотравма, то можно вместе с ним спать.
·
Направлять
богатое воображение ребенка в творческое самовыражение, к ролевым играм,
научить его самостоятельной работе.
·
Внимательно
относиться к своему поведению, при ребенке не обсуждать свои взрослые проблемы ,
постоянно не говорить, как «все плохо»,т.к. детская психика на готова еще
правильно воспринять эту информацию. Ребенку нужно сначала полюбить тот мир в
котором он живет и взрослые должны ему в этом помочь.
·
Почаще
вставать на место ребенка.
·
И
самое главное, если ребенок чего-то боится, наоборот хвалить его перед всеми,
какой он смелый. |