Негативное
влияние СМИ на развитие детей
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень
искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С
другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок
стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими
взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели
плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.
Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные
мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает
содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены
компьютером, телевизором.
Негативное влияние Современных
СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.
Современное искусство
изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые
установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются
ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения,
что приводит к гипервозбудимости детей.
В западных мультфильмах
происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда
герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии
и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Дети повторяют то, что
видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом,
отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не
порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель
может стать предметом подражания для миллионов.
Убивая, в компьютерных
играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные
нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств:
убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли,
сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо
них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной
вседозволенности.
Агрессия в мультфильмах
сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся
в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается
убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для
того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся
представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже
сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие,
новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть,
и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему
взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им
показывать.
Часто персонажи
западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело
в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа.
Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют
улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы.
Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами,
дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести
соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе
добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как
в передаче «Улица Сезам»
Атмосфера видеорынка
пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с
которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на
экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и
жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все
увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c
насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной
культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий,
подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главная опасность
телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что
достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что
продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое
оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной
длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм
начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит
способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и
развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток зрительной и
слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий,
воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и
ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением
задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает
делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках,
с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной
деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер и телевизор
отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций
и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через
окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у
телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается
человеку только в детстве.
Далее, хотим вам
предложить для внимания рекомендации детских
невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.
-Детям до трех лет
телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную
энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него
черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой
сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет;
-Здоровые дети 3-4 лет
проводить у телевизора могут 15 мин4;
-5-6летние дети 30
мин.;
-Младшие школьники 1-
1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Виртуальные образы
привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что
стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов,
происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому
необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые
хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение
нервной системы.
До 7 лет у детского
сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет
дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не
оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он
защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия
электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:
·
повышенная
утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы
·
расстройство сна,
нарушение памяти и внимания
·
рост аллергических
реакций организма
·
изменение в
костно-мышечной системе
·
специфические боли в
запястье и пальцах при работе с клавиатурой
·
развитие близорукости
На сегодняшний день,
только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия,
от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и
сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. |