Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики

Посещаемость


















































Каталог статей

Главная » Статьи » Советы воспитателей

Детские страхи

Детские страхи

Страх охранительная функция организма, другое дело, если страх приобрел такие формы, что мешает ребенку жить. Страхэто реакция на определенные стимулы, ситуации.

Причина страхов - присутствие чего-то угрожающего, либо, наоборот, отсутствие чего-либо, обеспечивающее безопасность.

Виды страхов:

Иногда бывает мнимый страх, плод воображения.

Беспричинный страхназывают тревожностью.

Демонстративный страх, желание привлечь к себе внимание.

Страх неприятия его самого, страх нелюбви.

 Возникает:

·         Когда делают много замечаний;

·         Когда мало хвалят, не ищут в ребенке позитивного, не подмечают это позитивное, а зацикливаются на негативном;

·         Когда в каких-то трудных ситуациях обвиняют личность ребенка, например, ты плохой, ты лентяй, ты трус, а не говорят о своих чувствах. Например, меня расстроило то – то, что вот так получилось. Когда родители раздраженны, ребенок попадает в растерянность, ощущая себя виновным, никчемным, плохим. Он начинает бояться этого чувства, а потом как следствие у него развивается защитная агрессия, враждебность к родителям;

·         Завышенные требования к ребенку, и не соответствие этих требований природе ребенка. Очень часто у родителей сформирован свой образ ребенка, и они своими требованиями подстраивают ребенка под этот образ. И чем больше к ребенку несоизмеримых требований, тем больше страхов. Ребенок не справляется с требованиями, начинает считать себя неумелым, и как следствие недостойным родительской любви, страх, что из-за этого его перестанут любить. И ребенок оказывается перед опасной безысходностью, что порождает еще больший страх;

·         Когда появляется младший ребенок в семье. С малышом проводят больше времени, его жалеют, ласкают и т.д.

Страх одиночества

Возникает:

·         Когда у родителей депрессивный фон настроения, эмоциональная холодность. Особенно бывает, если ребенок сложный и к нему требуется удвоенное или даже утроенное внимание, родители могут устать и психологически и эмоционально отгородиться от ребенка. Эмоциональное ограждение вызывает у ребенка еще большее непонимание. Дети очень чувствуют, когда с ними играют, разговаривают, беседуют в близком эмоциональном состоянии или же родители с ним, но эмоционально далеки.

·         Когда наказывают и сажают одного в комнате.

·         Когда у ребенка высоко развит интеллект, а значит и воображение, а психика еще не готова к этому.

·         Природная робость.

·         Скрывающийся за страхом «деспотизм» ребенка, желание так управлять родителями.

Страх неуспеха, страх перед трудностями

Возникает:

·         Когда ругают, например за уроки, у ребенка развивается такая позиция: «Я плохой, бесполезно что-либо делать», развивается беспомощность;

·         Наоборот, если излишне опекают, так называемая гиперопека. Делают за ребенка что-то, хотя он уже может это сделать сам, но больше потратит времени, усилий, или сразу не очень хорошо получиться. А родители занимают излишни активную позицию и начинают делать за ребенка. А у ребенка складывается ощущение, что ему не доверяют, что у него самого ничего не получиться. Возникает неуспех. А неуспешность может привести к тому, что ребенок может потянуться к плохому. Ведь это легче;

·         Гиперопека. Когда ребенок что-то делает сам, а ему трудно, но он справляется, то это дает ему ощущение своей силы, значимости. А это особенно важно, т.к. ребенок в своей жизни мало еще чего смог достичь, по сравнению со взрослым.

Страх темноты

Возникает (чаще всего у дошкольников и младших школьников):

·         В темноте есть нечто мистическое, а поскольку у детей архаическое бессознательное проявляется ярче, чем у взрослых, неудивительно, что темнота часто вызывает у них страх.

·         Когда у ребенка высоко развит интеллект, а значит и воображение, а психика еще не готова к этому, вот ребенок и начинает фантазировать, что там, в темноте, может быть.

·         Природная робость.

·         Появление страшных чудовищ в темноте, по мнению многих детей.

Страх смерти

Возникает у дошкольников и связан в завуалированной форме со страхом темноты и со страхом одиночества, со страхом засыпания – ребенок плохо засыпает.

Часто может быть связан с повышенной тревожностью родителей, со страхом родителей за здоровье своего ребенка и других родственников.

Обсуждение при ребенке и вместе с ребенком своих взрослых проблем.

Нагнетание обстановки средствами массовой информации. Когда ребенок невольно слышит по телевизору и по радио, что что-то случилось в очередной раз.

Страх врачей, уколов

Возникает:

·         Из-за пережитой психотравмы, связанной с врачами.

·         Из-за природной робости ребенка.

·         Из-за неправильной, тревожной позиции взрослых.

Страх чудовищ, приведений, монстров, колдунов и т.д.

Возникает:

Из-за усиленного влияния страхов из вне:

1.Компьютерные игры, герои которых мало похожих на добродушных мишек,

2.Современные мультфильмы, где «герои» монстры и монстрики, роботы-убийцы, вампиры, зомби и т.д.

3. Фильмы «Гарри Поттер» и тому подобные.

4. Страшные игрушки.

Первая реакция ребенка на страхи из вне: дети прячутся, просят выключить. Это естественная защитная реакция психики ребенка, работающая на сохранение его психического здоровья. Когда же эти страхи повторяются из мультика в мультик, когда ребенка окружают страшные игрушки, то защитная реакция психики ломается. И начинается саморазрушение, то, что страшно притягивает. Так формируется психология жертвы, а также равнодушие и безжалостность. Но на подсознательном уровне, психика работает и говорит, что так не должно быть и заболевает, и внешне проявляется в невротических проявлениях: тики, заикание, навязчивые движения, многие начинают писаться и т.д. Этот страх может маскировать боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей.

Другие причины страхов у детей

Подражание взрослым. Ребенок подражает поведению родителей, которые сами испытывают страх, тревожность. Страх возникает и тогда, когда родитель излишне часто предупреждает об опасности и призывает к осторожности. Ребенок начинает ощущать неотвратимую опасность и у него в душе поселиться тревога. Если родители постоянно обсуждают страхи ребенка, дотошно спрашивая ребенка о мельчайших деталях его страхов. Это подпитывает его страхи, раздувает воображаемый страх.

Страхи могут быть скрытыми и открытыми. Ребенок может о них говорить, а может нет. Особенно мальчикам свойственно носить их в себе. Т.к. мальчик не должен ничего бояться, он должен быть смелым, так исторически сложилось. Симптомами страхов являются - грызение ногтей, тики, навязчивые движения, недержание мочи, капризы, скрытность, замкнутость, раздражительность, плаксивость.

Что делать:

 

·         Научиться распознавать, когда ребенку плохо и в какой ситуации.

·         Повышать уверенность ребенка в себе – увеличено хвалить, снизить замечания и требования к ребенку. Старайтесь в ребенке каждый день найти новое достоинство и так за год наберется 365 или 366 достоинств.

·         Не подгонять ребенка под тот образ, которому, как нам кажется, должен соответствовать ребенок. Надо ценить в нем индивидуальность. Один хорошо танцует, но плохо пишет, другой очень добрый, но не лидер и т.д.

·         Увеличить тактильный контакт с ребенком, чаще, чем обычно ласкать его, гладить, брать на руки, делать расслабляющий массаж. Один психиатр говорил, что взрослому человеку необходимо 4 раза в день дотронуться до другого, чтобы выжить и психологически сохраниться. А тем более ребенку, да еще и со страхами нужны прикосновения в 10 раз больше, а может в 20 раз.

·         Очень важно почаще говорить ребенку о своих чувствах к нему, что родители его очень любят, что принимают его таким, каким он есть, ребенок должен чувствовать и понимать, что его любят, чтобы не случилось.

·         Больше играйте, гуляйте с ребенком, играйте с другими детьми, это эмоционально сблизит родителей и ребенка.

·         Постарайтесь создать дома доверительные отношения между родителями и ребенком, и уже потом на основе этих доверительных отношений выстраивайте дисциплину, а не наоборот.

·         Когда почувствуете, что ребенок уже сам справиться с чем-то в какой-то ситуации отходите на задний план.

·         Рассказывайте ребенку, как сами были маленькими и тоже чего-то боялись.

·         В общении с ребенком и в воспитании больше используйте добрый юмор. Но не смейтесь над ребенком, нельзя говорить ребенку, что он трус. Лучше отыскивайте смешной эпизод в стрессовой ситуации. Еще можно страшилки превращать в смешилки. Например, нарисовать что-то страшное, а потом найти в нем что-то смешное. Но самим лучше не увлекаться, лучше это сделает специалист.

·         Засыпать с ночником, если боится темноты.

·         Если у ребенка психотравма, то можно вместе с ним спать.

·         Направлять богатое воображение ребенка в творческое самовыражение, к ролевым играм, научить его самостоятельной работе.

·         Внимательно относиться к своему поведению, при ребенке не обсуждать свои взрослые проблемы , постоянно не говорить, как «все плохо»,т.к. детская психика на готова еще правильно воспринять эту информацию. Ребенку нужно сначала полюбить тот мир в котором он живет и взрослые должны ему в этом помочь.

·         Почаще вставать на место ребенка.

·         И самое главное, если ребенок чего-то боится, наоборот хвалить его перед всеми, какой он смелый.

Категория: Советы воспитателей | Добавил: ds180zhuravlik (04.05.2011)
Просмотров: 1922